avangard-pressa.ru

Государство,право и церковь Византии. Государственный строй в Византии - Государство

Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу - выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавляется:

1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

2) с другой - Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

1) внутренних дел (полиции);

2) иностранных дел;

3) военное;

4) финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати - высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:

1поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

2подушная подать;

3подать с жилищ;

4налог на париков;

5принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

6принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

7поставки продовольствия в крепости;

8принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови - она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

1)при императоре Фоке (602-610 гг.) было казнено множество невинных людей;

2)императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога. Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

1)наличием многих крупных городских центров;

2)потребность в экономической связи между областями и провинциями;

3)особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

4)постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь. Византийское право

Византийская империя оставила после себя множество памятников права того времени. Одним из них является свод законов Юстиниана. Следует отметить, что интерес императора Византии Юстиниана к праву и судебной деятельности был достаточно велик. Вмешательство в судебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что безопасность государства должно опираться на оружие и законы. Законодательство Юстиниана преследовало различные цели:

5)стремление привести в систему старое право;

6)желание придать значимость правлению императора - выходца из простых крестьян.

В качестве руководителя кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государстве. Ему было дано всего 15 сотрудников. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации - «Дигесты» и «Институции». Кодификация Юстиниана включает в себя следующие части:

7)Дигесты, или Пандекты («собранное», «содержащие в себе все») были составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Они состоят из 50 книг, каждая из которых распадается на титулы, снабженные особыми заглавиями. Основным содержанием Дигест является римское частное право. Наследованию по закону и по завещанию отведено не менее четверти всего материала. Государственному праву посвящена первая книга Дигест, уголовное и процессуальное право излагается в книгах 47, 48 и отчасти 49. По характеру содержащихся в них предписаний книги 47 и 48 получили название «страшных». Составители Дигест использовали огромный материал не менее 2000 книг, отобрав из него извлечения, принадлежащие перу 38 выдающихся римских юристов. Более всего текстов принадлежит юристам II- III вв. - Цельсу, Юлиану, Гаю, Папиниану, Павлу, Ульпиану, Модестину и др.;

3) Институции - учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи было два высших юридических учебных заведения:

а) в Константинополе;

б) в Бейруте (римская школа оказалась за пределами Византии).

Программа обучения рассчитывалась на пять лет и в соответствии с императорской конституцией 533 г. состояло в следующем: на первом курсе изучались Институции и первые четыре книги Дигест; на втором - четвертом курсах - Дигесты (до 36 книги включительно); на пятом курсе преподавался Кодекс Юстиниана;

3) «Кодекс Юстиниана» — собрание императорских постановлений (конституций), подготовленное в течение года комиссией из 10 человек.

Две последние части кодификации Юстиниана имеют меньшее значение, по сравнению с дигестами. Коде Юстиниана, переработанный в 534 г. в связи с выходом Дигест, состоит из 12 книг, содержащих постановлен римских и византийских императоров начиная с Адриана (II в.). При этом:

1. первая книга трактует вопросы церковного права;

2 .2—8-я имеют своим содержанием частное право;

3. 9-я посвящена уголовному праву;

4.10—12-я-административным (полицейским) правилам разного рода.

В последующие годы кодификация Юстиниана исправлялась и дополнялась новыми постановлениями, носившие нередко характер толкований. Такого рода постановления получали значение «конституций» и называли «новеллами». Основная часть их относится к 535-565 гг. Из последующих византийских кодификаций следу обратить внимание на:

1)«Эклогу» (VIII в.), хорошо известную в славянских государствах;

2)«Земледельческий закон», санкционировавший существование сельских общин в Византии регламентировавший их правовой быт;

3)«Базилики» императора Льва VI (890 г.).

Хартия вольностей

Английский король Иоанн Безземельный очень любил воевать. Только получалось у него это херово (потому безземельный).Собирая бабки на очередной поход он облагал население огромными налогами. Население было ним несогласно, и поэтому образовало антикоролевский союз. Очередное поражение в войне сильно разозли; Папу , и папа лишил Иоанна права на престол. Но иоанну удалось вымолить у папы прощение (с условием уплаты дани). Узнав об этом позоре лорды Англии начали войну против иоанна, которую он проиграл и подписал великую хартию волностей. Из 68 статей этой хартии 30 - выражали интересы баронов, 7 - рыцарства, 3- горожан. По этс хартии церьков получила все, что хотела. Всем свободным людям гарантировались их обычаи и вольности. Нало! теперь устанавливались Советом королевства. Подданным разрешили выезжать из страны и приезжать обратно (раньше не разрешали). Судебная власть была отделена от короля (зачаток разделения властей). Также бьи гарантия личной и имущественной защиты от королевского произвола не только баронов, но и всех свободных подданных.

Значение - очень большое. Эта хартия доказала, что власть короля не безгранична. Хартия явилась правовых фундаментом демократии , возвестившем идею парламентского правления.