avangard-pressa.ru

Государство: понятие, признаки и место в политической системе. - Политология

Государство выступает центральным элементом любой политической системы. Оно придает ей определенную

целостность и устойчивость, упорядочивает жизнедеятельность общества, направляет и осуществляет руководство им, используя его ресурсы. Государство представляет собой определенную социальную форму, в которую облекаются общезначимые интересы индивидов, групп, обществ и представляет способ их осуществления.

Признаки гос-ва:

Наличие особой группы людей, занятых управлением общ-ва и защитой его экономич. И соц структурой.

Монополия на принудительную власть в отношении лиц, проживающих на территории гос-ва.

Суверенное право издания законов, норм, правил, обязательных для исполнения всего населения.

Организация власти по определенному территориальному делению.

Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества.

Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета.

Происхождение и сущность государства

Существуют различные теории возникновения и развития государства: 1) теологическая, в рамках которой возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняются и санкционируются волей сверхприродного существа; 2) патриархальная (английский мыслитель ХVIII в. Р.Филмер), согласно которой государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен в большие целостности вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти: государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой во имя всех и ко всеобщему благу; 3) теория общественного договора, оформившаяся в ХVII-ХVIII вв. (авторы Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Теория общественного договора исходит из признания государства как результата своеобразного договора, заключаемого между суверенным властителем и подданными; 4) в ХIХ широкое распространение получила силовая концепция. Государство рассматривалось как организация господства победителей над побежденными (авторы К.Каутский, Л.Гумплович); 5) экономическая теория (Платон, Сен-Симон). Государство рассматривается как продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования. Изменения в области экономики приводят к общественному разделению труда и появлению государства; 6) классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Согласно ей способ производства материальной жизни (базис) обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей (надстройка). Государство возникло в силу общественного разделения труда, появления

прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами; 7) органическая теория происхождения государства (возникла в ХIХ в., автор английский теоретик Г.Спенсер), согласно которой оно рассматривается как результат постепенной эволюции общества.

Государство можно определить как универсальную политическую организацию, осуществляющую суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирующую их взаимоотношения на основе права и с помощью специального аппарата.

Любое государство выполняет определенные функции.

Функции государства могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от значения они подразделяются на основные и неосновные; по продолжительности действия делятся на постоянные, осуществляемые на всех этапах развития государства и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер; в зависимости от сферы проявления – на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

• политическая, состоящая в обеспечении политической стабильности, выработке общезначимого политического

курса, осуществлении властных полномочий, гарантий прав и свобод личности;

• экономическая, которая включает организацию, координацию и регулирование процессов в экономике, используя для этого налоговую и кредитную политику, определенные санкции и стимулы экономического роста;

• правовая, находящая выражение в обеспечении правопорядка, защите социально-политического строя от дестабилизирующих и разрушительных действий экстремистов, установлении правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан;

• социальная, которая направлена на удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, здоровья, собственности;

• культурно-воспитательная, образовательная, информационная.

Среди внешних функций выделяют следующие:

• оборона страны, заключающаяся в обеспечении безопасности, суверенитета, территориальной целостности

страны;

• сотрудничество с другими государствами, находящее выражение в установлении и развитии взаимовыгодных экономических, политических, культурных, торговых и иных связей и отношений;

• поддержание мирового порядка, участие в делах мирового сообщества с целью обеспечения наиболее благоприятных условий развития для собственной страны и решения проблем, требующих совместных усилий.

Содержание и полнота реализации этих функций, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, детерминированы типом общества, политической системой, политическим режимом, формами государственного правления и устройства.

Для реализации вышеобозначенных функций формируется государственный механизм, представляющий собой

комплекс специальных органов и учреждений. Вместе с тем для него характерна определенная степень сложности, многообразие составляющих его частей и подсистем. Основными элементами современного государственного механизма обычно выступают: система представительных учреждений, исполнительно-распорядительные органы, надзорно-контрольные инстанции, судебная система, органы охраны общественного правопорядка, государственной безопасности, вооруженные силы.

Развитию современных государств присущ ряд тенденций:

• превращение в демократические, правовые;

• демократическое ограничение суверенитета государств, который перестает быть абсолютным, что обусловлено взаимозависимостью стран;

• повышение роли государства как интегративного и регулятивного инструмента общества;

• активизация гражданского общества и усиление его контроля над государством;

• создание экономических, политических, военных объединений и союзов;

• распад и крушение ряда государственных образований (СССР, ГДР, Югославия, Чехословакия).