avangard-pressa.ru

Государство, право и глобальные проблемы современности. - Право

государство и право — относительно самостоя­тельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. Особенности реального взаимодействия государства и права в решающей степени зависят от характера того общества, в кото­ром они существуют, — демократическое оно или тоталитарное, правовое или не правовое, гражданское или не гражданское

В современной литературе указывается на три возможные мо­дели во взаимоотношениях государства и права:

▬ тоталитарная (государство выше права и им не связано);

▬ либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство создает право, но связано им).

Соотношение государства и права включает в себя три глав­ных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

Единство, как уже показано, выражается в их происхождении типологии, детерминированности экономическими, культурны­ми и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядо­чения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Есть и другие грани единства и взаимообусловленности рас­сматриваемых категорий. Они, в частности, проявляются в идее правового государства, о чем свидетельствует само это выраже­ние; в сочетании в них классовых и общечеловеческих начал, корреляции функциональных связей. О родственности указан­ных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой – общей теорией государства и права. Ведь государствен­ное и правовое развитие – единый процесс. Поэтому искусст­венный его разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно авто­номными и самобытными образованиями. Именно поэтому по­знание сущности государства и права предполагает необходи­мость выявления как их общих, так и специфических черт.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их он­тологического статуса и общественной природы. Если государст­во есть особая политико-территориальная организация публич­ной власти, форма существования классового общества, то право — система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них раз­ное социальное назначение, различные роли. Государство олице­творяет силу, а право — волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному со­ставу, содержанию.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь.

Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как таковом, а в социальной необходимости, общественных потреб­ностях. Но после того как эти потребности осознаются государ­ством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество — исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как аутентич­ное (авторское) правотворчество, так и делегированное.

Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общест­венным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, норма­тивным договорам и соглашениям.

Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право, прежде всего, легализует и консти­туирует государственную деятельность, определяет ее общие гра­ницы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечи­вает контроль над легитимностью (законностью) этой деятель­ности, ее соответствие международным стандартам.

С помощью права закрепляются внутренняя организация го­сударства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые инсти­туты. Государство создает право и для регламентации собствен­ной деятельности.

Посредством права осуществляются задачи и функции госу­дарства, проводится его внутренняя и внешняя политика, зако­нодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе.