avangard-pressa.ru

Государственное устройство Афин - Юриспунденкция

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

· Народное собрание;

· Совет пятисот;

· гелиэя;

· коллегия стратегов;

· коллегия архонтов.

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права гражданства;

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

9. Основные этапы римской государственности . Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.

1. Периодизация В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

· царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

· период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

· период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

· Ромул;

· Нума Помпилий;

· Тулл Гостилий;

· Анк Марций;

· Тарквиний Приск;

· Сервий Туллий;

· Тарквиний Гордый.

2. Общественный и государственный строй в царский период Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

· правом на получение от рода помощи и защиты;

· правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3. Реформа Сервия Туллия Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

10. Государственный строй Римской республики.

1. Общие понятия Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

· свободы,

· гражданства,

· семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

· центуриатные;

· трибутные;

· куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

· коллегиальность;

· безвозмездность;

· ответственность.

4. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

11. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдикт Каракаллы.

1. Периодизация Период Римской империи подразделяется на:

· период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);

· кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

· период домината (284 - 476 гг. н. э.).

2. Государственный и общественный строй в период принципата Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило (закона):

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

3. Государственный строй в период домината Со 193 по 284 н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый кризис третьего века.

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином..

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали: государственный совет при императоре; финансовое ведомство; военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

4. Распад Римской империи При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:

· Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;

· Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

12. Римский доминат. Реформы императоров Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.

Доминат - второй период римской империи прежде всего характеризуется неограниченной властью императора. Власть монарха поддерживалась крупными латифундистами. Если раньше императоры Рима пешком ходили по улицам города, то фигура императора периода домината была покрыта таинственностью. Император редко показывался на людях. Даже многие знатные люди, допущенные во дворец, могли говорить с ним только через занавес. А те, кто имел возможность его видеть, падали ниц, как бы пораженные его величием. Некоторым дозволялось целовать его туфлю, другим край его пурпурной одежды. И только самым высшим чиновникам - его сверкающими браслетами и кольцами руку. Центральное управление империей сосредоточилось в руках высших чиновников, составивших государственный совет. Он готовил проекты законов, представляемых на подпись императору. Вся империя была разделена на 116 провинций во главе с президом. Среди высших должностных лиц нередко можно было встретить варваров. Большую часть солдат набирали за Рейном и за Дунаем и давали высшие командные должности вождям их племен. У императоров не было другого выхода. Ремесленники прикреплены к своим городам и служить в армии не могут. Сыновья ветеранов дезертируют. Господа, которые должны сдавать в рекруты часть своих колонов, предпочитают вносить за них выкуп или подсовывали вербовщикам больных и хилых. Государство становилось неуправляемым. Реформы Диоклетиана и Константина. Среди других реформ периода империи особое внимание заслуживают реформы императоров – Диоклетиана и Константина. Время правления Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) ознаменовано двумя основными реформами. Верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них носили титул "августов", управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. Августы избирали себе соправителей - "цезарей". Армия была поделена на две части: одна часть размещалась по границам империи, другая служила целям внутренней безопасности. Провинции были разукрупнены. Их стало 120. Вместо многочисленных налогов Диоклетиан ввел единый прямой налог- поземельно-подушный. Размер обложения значительно увеличен. Вводится полноценная золотая монета, наряду с медной и серебряной. Пытаясь остановить рост цен на товары первой необходимости введены максимальные цены, но вместе с этим установлена максимальная заработная плата работникам большинства

профессий. Император Константин (285-337 гг. н.э.) сделал христианство государственной религией, ранее гонимой государством. Миланским эдиктом 313 года Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян - колонов и ремесленников. Колоны лишались права переходить от одного господина к другому. Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Византии, произошло в 395 году. Решив покинуть Рим и переселиться на берег Босфора - в Древний Византии, -

названный теперь его именем, император Константин не жалел средств, чтобы "второй Рим" как можно скорее смог соперничать с первым. Для украшения зданий и площадей Константинополя опустошались древние города Греции и Малой Азии. Император приказал свозить оттуда статуи богов, барельефы, колонны. Храмы старым богам не строились, а воздвигались христианские церкви. И с этого периода начинается уже

история Византии. Императоры Западной империи теряли одну провинцию за другой, а сами попадали все в большую зависимость от своих наемных войск и их командиров. Один из варварских военноначальников Одоакр лишил престола последнего императора- Ромула Августула. Случилось это в 476 году н.э. Это

событие и подвело черту под историей гигантского рабовладельческого римского государства, просуществовавшего двенадцать столетий. Галлия, Испания, Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка. Что же касается Восточной римской империи, то ей предстоит еще пройти тысячелетний путь в истории. Рабовладельческий Рим оставил после себя огромное наследие. Многие принципы государственности не ушли в историю. Участие народа в решении судеб государства, коллегиальность магистратур, постоянно действующий Сенат, ответственность должностных лиц – это и многое другое оставлено римлянами будущим поколениям. Величие римского частного права испытали на себе Средние века и буржуазные кодификации. Оно не умерло и в наши дни, оказывая свое влияние и на право России.